Несколько советов тем, кто ищет репетитора.

Есть много причин, побуждающих родителей воспользоваться услугами репетиторов. Это и низкая успеваемость ребенка в школе, и подготовка в ВУЗ, и  желание просто поднять интеллектуальный уровень своего чада.

Давайте попробуем разобраться, действительно ли репетитор необходим Вашему ребенку? Если да, то как не ошибиться при выборе преподавателя? 

Итак,  с чего начнём? Первое и самое важное  -  цель. Задайте себе вопрос: что Вы ждёте от индивидуальных занятий? Повышения оценки по предмету, гарантий поступления в какое-то учебное заведение, ликвидации личностных проблем? Выбор репетитора и согласие на дополнительные занятия - дело важное. Поэтому необходимо взвесить все "за" и"против".

"Против":

- трудно найти "своего" (т.е.с лучшим именно для Вас соотношением "цена-качество" ) преподавателя;
- существенно увеличивается рабочий день школьника со всеми вытекающими проблемами (от моральных до физических); 
- у ребенка падает стремление к самообразованию (особенно если это ребёнок младшей или средней школы);,
- в семейном бюджете занятия с репетитором могут проделать существенную брешь.

"За":  

- своевременно оказанная помощь в устранении пробелов (если их запустить, то в дальнейшем избавиться от них будет сложнее); 
- при успехе -  повышение самооценки ребенка (ребенок начинает верить в себя, это дает ему неплохой шанс подтянуться и по остальным трудным для него предметам);
- более прочные знания; 
- индивидуальный подход; 
- дополнительное внимание.

Вы должны всё продумать, потому что ошибка может оказаться слишком дорогой (и в прямом, и в переносном смыслах).

Теперь перейдём ко второму вопросу. Как выбрать репетитора? 

Всех преподавателей, предлагающих свои знания и умения на рынке репетиторских услуг , можно разделить на некоторые условные группы. В каждой  имеются свои плюсы и минусы, свои особенности. Но при этом помните, что каждый репетитор, - это личность, которая, по большому счёту, в  рамки вписываться не должна. 

Но всё-таки давайте попробуем создать некоторую классификацию. Это существенно упростит задачу по поиску "своего" преподавателя.

Итак, первую группу на репетиторском рынке составляют студенты и молодые специалисты.  Судя по объявлениям, представленным на сайте репетиторов, это не самые многочисленные представители индивидуального образовательного бизнеса.
У молодых преподавателей, в основном,  ещё мал опыт преподавания, поэтому стоимость их уроков несколько дешевле, нежели у других преподавателей, (хотя, опять же, судя по данным на www.podgotovka.ru, это не всегда так). Но основное их преимущество - возраст. Ребёнку, (а порой и  не только ему) гораздо приятнее и интереснее общаться  с молодым человеком, чем с почтенным академиком. Для детей, у которых существуют проблемы общения и трудности в овладении азов предмета - это оптимальный вариант. При этом помните, что заинтересовать и увлечь предметом ученическую аудиторию, по статистике, легче молодому преподавателю. Студенты - сами недавние школьники - помнят  школьную программу и знают, какие трудности могут возникнуть в освоении той или иной темы.

Вторую группу составляют школьные учителя. Они хорошо ориентируются в школьной программе и, как правило, знают особенности возраста школьника. Если вы хотите повысить успеваемость ребёнка 11-14 лет, то не стоит выискивать преподавателей с высокими званиями и учёными степенями. Ведь зачастую (да-да, не смейтесь!)  обычный школьный учитель - это умный, образованный, начитанный человек. И такой учитель легко сможет подготовить Ваше чадо к поступлению даже в престижный ВУЗ. Главное, чтобы он был профессионалом своего дела. 

Очень неплохо, если в школе, где учится Ваш ребенок, есть такой профессионал. Смело к нему обращайтесь. Ведь человеку, который уже знает Вашего ребенка,  знаком с его слабыми местами и проблемами, гораздо проще составить индивидуальный план обучения и, конечно, претворить его в жизнь. Правда, здесь есть один очень тонкий момент - оценка. Никаких обид  с Вашей стороны не должно быть, если оценка не увеличивается ни на балл, ни, тем более, на два. 

Вообще при занятиях с репетитором не стоит настраивать себя и ребёнка на быстрый результат. Так  не бывает.  Устойчивый положительный результат вы можете получить при условии систематического и кропотливого труда. При этом любые дополнительные занятия предполагают и самостоятельные занятия, и домашние задания.

Третью группу репетиторов составляют преподаватели ВУЗов. Люди образованные, знающие, они сориентируют Вашего ребёнка  на поступление в то или иное учебное заведение. При этом они не только знают программу, нюансы вступительных экзаменов, но могут и значительно углубить знания по тому или иному предмету. Стоимость их занятий, как правило, выше, чем у преподавателей первой и второй группы. Но тут уж Вы сами взвешивайте все аргументы и принимайте решение. У этих репетиторов могут возникнуть трудности со школьниками младшей и средней школы. Если  пробелы в знаниях ученика велики, то тут тоже могут возникнуть небольшие сложности, т.к. методика преподавания предметов в ВУЗе отличается от школьной. Вузовский преподаватель, как правило, предполагает, что к нему пришёл человек,  знающий, чего он хочет, умеющий заниматься самостоятельно и выполняющий все его требования.

Четвёртую группу репетиторов составляют люди с академическим образованием. Они являются прекрасными специалистами в своей области. Несмотря на то, что их  преподавательский стаж мал или отсутствует, они могут и подготовить к поступлению, и помочь получить более глубокие знания.  Но их предложения ориентированы, в основном, на взрослую аудиторию. Так что для повышения  самообразования, для изучения редких предметов эти репетиторы подойдут как нельзя лучше. Тем более, что они, в основном,  интеллигентны и ответственны. К этой группе относятся, например, преподаватели вокала, живописи, редких иностранных языков.

В общем, думайте! При любом решении, как Вы понимаете, выбор только за Вами. Постарайтесь узнать мнения тех, кто уже занимался с преподавателем. После первого занятия поговорите со своим ребёнком. Прислушайтесь к его мнению. В преподавании очень важно, чтобы  в обучении было взаимопонимание. Если между учеником и учителем контакта не возникло, то такое репетиторство хорошего результата не принесёт, увы.

Какие вопросы стоит задать репетитору в самом начале? Конечно, важно знать условия (цена занятий, место, время) занятий. Вас может заинтересовать образование, опыт работы и место работы репетитора. Вы должны чётко сформулировать, что бы Вы хотели получить от занятий. Если  Ваша задача - выпускной или вступительный экзамен, то хорошо бы знать  форму этого экзамена (устный, письменный: тестирование, изложение, диктант, контрольная и т.д.)

Важно уточнить что подразумевается под "часом занятия", стоимость которого обычно указывают репетиторы. Ведь тут может возникнуть путаница, т.к. в ходу как обычный астрономический час (60 минут), так и академический (45 минут). И если с самого начала не уточнить, о каком временном промежутке идет речь, может возникнуть неловкая ситуация. Как говорится, точки над "и" нужно расставить с самого начала. Кстати, создатели сайта Доска объявлений репетиторов учли эту проблему: все цены на этой замечательной доске объявлений указаны  за академический час.

Возможно, Вам поможет предложенная нами небольшая таблица-памятка, распечатайте ее, добавьте свои вопросы и начинайте обзванивать репетиторов.

Психологи утверждают, что в полном объёме усвоить школьную программу многим учащимся довольно сложно. Дополнительные занятия, в первую очередь,  нужны отставшим ученикам и тем детям, кому сложно учиться в большой группе. У детей начальной и средней школы должно быть не более двух дополнительных предметов. Продолжительность занятия для малыша 1-4 классов -не более 45 минут. Для учеников 5-9 классов -не более 60 минут. Для старшеклассника продолжительность дополнительного занятия может составлять 1,5 часа. Двухчасовые (120 минут) занятия возможны, но осилить их сложно. Попробуйте сами два часа без перерыва заниматься каким-нибудь не очень динамичным делом - Вам покажется, что прошла целая вечность.

Хорошо, если в самом начале репетитор провёл тестирование знаний ребёнка. Это поможет  ему в работе с учеником. А обучаемый (при периодическом контроле) сможет увидеть результаты занятий с репетитором.

Оптимальный репетиторский курс может составлять 10-15 занятий. Очень важно, чтобы занятия завершались контрольным тестированием в любой форме. Конечно, если Вы решили поступать в ВУЗ, а школу закончили 5 лет назад, (т.е.многое успели позабыть), то, вполне возможно, что  десяти занятий Вам будет мало.

Пусть наша статья поможет Вам отыскать именно Вашего репетитора. Успехов вам в этом нелёгком деле!

 


(c) 2005
При перепечатке ссылка на сайт www.podgotovka.ru обязательна.

 

Приглашаем на ПедОбраз.ру - форум педагогов и тех, кто только получает педагогическое образование