НАПИСАЛЬНИК

 

(КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ)

 

 

НОУ-ХАУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

И СТУДЕНТОВ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

 

 

 Автор статьи - Алексей Григорьевич Тавризов - приглашает на занятия по Отечественной истории и обществознанию. Подробнее...

 

Хромой, идущий по верному пути, обгонит сбившегося с дороги скорохода.

Френсис Бэкон

 

Хороший хирург поможет плохому танцору.

Рекламное объявление

 

 

(Слово реферат в названии этих рекомендаций может быть без всякого ущерба для смысла заменено на доклад, истории на истории искусства, культурологии, политологии и тому подобное гуманитарное, в зависимости от конкретного случая).

 

Каждому студенту хотя бы единожды за свою студенческую жизнь приходится написать и сдать-зачесть (то есть, в идеале, не только представить преподавателю, но и защитить) более или менее объёмистую и требующую длительных сроков исполнения письменную работу по истории или какой-то иной образовательной дисциплине историко-гуманитарного блока. Каждому, потому что эти самые дисциплины присутствуют в учебных планах практически всех вузов: будущим физикам, врачам и геологам тоже приходится это изучать и сдавать, по крайней мере, на первом-втором курсах. (Количество и качество этого изучения оставим за рамками: в конце концов, каждому своё). Во всяком случае, так дело обстоит сегодня и в нашей стране, что нас, собственно, здесь и интересует.

 

Тех, кто изучает историю более или менее профессионально, обычно всё же учат писать тексты, которые должны соответствовать минимальным требованиям историко-гуманитарной научности; в результате курсу примерно к третьему, не поздне, студент приобретает некие элементарные представления и навыки. Тем же, в чьих учебных планах история и тому подобное задвинуто на задний план, поскольку не профилирует, приходится труднее, как и их преподавателям, вынужденным по должности вкушать удовольствие более чем сомнительное: читать и оценивать их наспех слепленные опусы. Иного вряд ли можно и ожидать, поскольку будущих физиков, врачей и геологов, равно как и математиков и почвоведов, никто этому специально не учит. Времени же на то, чтобы дойти до некоторых азбучных истин, у них впереди не годы, как у студентов-гуманитариев, а один-два семестра: хватит, сколько же можно, из них ведь и в самом деле готовят иных специалистов! а доходить-то приходится самостоятельно, методом тыка. И всё бы это ещё ничего, им это действительно не так уж и нужно, но существует очень соблазнительный для студента способ сдачи зачёта или даже экзамена, именующийся автомат и предполагающий обязательное написание означенной работы, которая (см. выше). И вот, дабы облегчить себе жизнь, студиозус берётся за дело, которого не знает и не умеет, и подходит к нему как к формальной отписке, столь же необходимой, сколь и постылой. Качество того, что в результате получается и вручается преподавателю, зачастую не поддаётся никакому описанию: читая, поневоле ввергаешься в состояние угрюмого озлобления на окружающий мир.

 

Эти рекомендации написаны в результате многолетней работы преподавателем истории и сопредельных с нею учебных дисциплин в школе и непрофильном (негуманитарном) вузе. Их выполнение позволит Вам не испортить настроение Вашему преподавателю, а следовательно, и себе: согласитесь, слишком уж глупо и обидно, скажем, физику лишиться красного диплома из-за тройки по какой-то там истории!

 

Совершенно обязательно хотя бы краткое обсуждение с преподавателем подхода к теме и возможной литературы к ней. Стит прямо попросить его порекомендовать Вам хотя бы парочку книг или статей. Однако категорически не следует ограничиваться при написании Вашей работы только тем, что он Вам назовёт: это только первичная ориентировка, призванная помочь Вам начать работать над темой. Выход за рамки рекомендованной литературы при подготовке реферата расценивается практически всеми преподавателями как свидетельство добросовестности работы. Использование учебной и справочно-энциклопедической литературы общего характера, конечно, не запрещается, но ограничиваться только ею категорически не рекомендуется: такой реферат неизбежно окажется не творческой работой, а по-школярски поверхностным и малоинтересным текстом, и будет удостоен соответствующей оценки разве что за усидчивость и упорство в составлении формальной отписки. (Предполагается, что реферат работа, несомненно, творческая, и творческий элемент в ней заключается в нахождении, отборе и выстраивании в логическую цепочку той информации, которую автор реферата считает наиболее важной для раскрытия темы или для аргументации той позиции, которая кажется ему наиболее взвешенной и верной). Также категорически не рекомендуется использовать в качестве источников информации Интернет и всякого рода сборники рефератов и тому подобных текстов, будь то в печатном или электронном виде. Дело в том, что эта продукция, по вполне понятным причинам, на 100 % анонимна, в силу чего её безвестные авторы, воодушевлённые отсутствием всякой ответственности, даже чисто моральной, за написанное ими, допускают в своих произведениях огромное количество всевозможного бреда, в лучшем случае положений весьма спорных. В самом лучшем случае (таких случаев большинство в мутном потоке этого товара) явных ляпов вроде бы и нет, но эти опусы представляют собой такие шедевры тоскливой серости, что по прочтении их впору вешаться от утраты всякого интереса к жизни былой, настоящей и будущей. Что же касается Интернета, то информация вполне достойного качества здесь встречается, могут сыскаться тексты многих книг и статей, которые непросто найти в реальной жизни. Однако безошибочно отличить то, чем можно воспользоваться, от того, чем пользоваться категорически не стит, Вы самостоятельно едва ли сможете. Вывод: почаще консультируйтесь в индивидуальном порядке с преподавателем и внемлите его рекомендациям!

 

Очень трудно ответить на стандартный студенческий вопрос о минимально приемлемом объёме реферата. Стандартный ответ преподавателя столько, сколько окажется необходимо для раскрытия темы, как правило, не удовлетворяет вопрошающего, однако ответить как-либо иначе едва ли возможно: поди предугадай, в каком направлении пойдёт мысль автора реферата, какие вопросы он поставит даже в рамках вроде бы известной (заявленной им или предложенной ему) темы и на какую глубину сумеет нырнуть, отвечая на них. Скорее всего, автору придётся самостоятельно решать, в какой момент надо счесть тему достаточно раскрытой и скомандовать себе стоп!, чтобы заняться подведением итогов, т.е. написанием заключения. И всё-таки следует определить для объёма реферата некую границу приемлемости. Представляется маловероятным удовлетворительное раскрытие даже самой узкой темы в объёме менее 25 тыс. знаков. Что же касается верхней границы объёма, то её нет: он не ограничен. И всё же не рекомендуется впадать в болезнь под названием не-могу-остановиться: у Вас много других учебных предметов и, соответственно, забот, у преподавателя время тоже не резиновое, поскольку он должен прочесть или хотя бы просмотреть всё, что напишете Вы и Ваши коллеги. (Пишу о том, что знаю не понаслышке: на 3-м курсе МГУ я, уже в процессе работы над очередным курсовиком, очень сильно заинтересовался его темой, буквально влюбился в неё, и попытался объять необъятное; в результате профессор получил от меня текст объёмом в 250 тыс. знаков три четверти мегабайта, более 70 страниц А4 10-м кеглем через одинарный интервал, который с героической добросовестностью изучал в течение трёх недель). По-видимому, превышать объём в 50 тыс. знаков нецелесообразно, да и опасно: появляется риск завалить прочие предметы, а также и сроки сдачи того самого реферата, над которым Вы так упоённо работаете.

 

Какую тему следует выбрать: фундаментальную и широкую или частную и узкую? Ответ однозначен: чем же, тем лучше. Если же Вы не сами придумали тему, а получили её от преподавателя, то добрый совет: в процессе работы, когда начнёте понимать, за чт же Вам пришлось взяться, подвергните тему ещё большему сужению (разумеется, не забывая консультироваться с преподавателем!). Например, тема Национальная политика российского самодержавия в первой половине XIX в. просто обязана, по причине своей необъятности (выпей море!), быть сужена до, к примеру, такой: Правовое положение туземного населения Сибири и Севера по Уставу об управлении инородцев М.М.Сперанского: закон и реальная практика его применения. Вместо огромной темы Оборона Севастополя в ходе Крымской войны 1853 1856 гг. рекомендуется ограничиться, скажем, какими-нибудь малоизвестными и оттого очень интересными эпизодами этой войны, к примеру, обороной Соловецкого монастыря или Камчатской операцией. В любом случае, браться за фундаментальные темы (вроде, например, Опричнина) категорически не рекомендуется ни в коем случае: они более-менее посильны только многочисленным научным коллективам или очень крупным исследователям, да и то при условии, что исследователь отдаст такой теме бльшую часть своей жизни. У Вас же, при вполне понятной нехватке времени и, главное, познаний, неизбежно получится что-то вроде коротенько о Вселенной, непростительный грех даже для школьников старших классов, не говоря уже о студентах. Гораздо интереснее и ценнее предпринять глубинное бурение по как можно более узкой теме. Не следует опасаться, что такая тема окажется слишком частной и мелкой. Буровая скважина проходит сквозь множество разных геологических слоёв, а в капельке воды отражается целый мир. Так и узкая тема, если подойти к ней не как к формальной отписке, а с добросовестным интересом, неизбежно отразит в себе куда более общие и важные события и процессы, и окажется прекрасной иллюстрацией к ним. Итак: без всяких сожалений сужайте тему, тогда повысятся как Ваши шансы закончить и сдать реферат вовремя, так и уровень его качества в целом!

 

Какая тема предпочтительнее: чисто описательная или проблемная, дискуссионная? Иначе говоря: следует ли ставить уже в названии темы какой-то вопрос и честно пытаться выстроить весь текст как аргументированный поиск ответа на него, или же лучше счесть это вредным излишеством и ограничиться простым изложением фактической последовательности событий? Тут уж всё зависит от Ваших индивидуальных пристрастий и интересов (в смысле интересоваться, а не искать выгоду), да и от способностей тоже. Бывает, что человек берётся за проблемную тему, а осилить её явно не в состоянии, и тогда всё написанное им производит при чтении на редкость жалкое и удручающее впечатление. А бывает, что чисто описательная тема оказывается раскрыта с такой любовной добросовестностью, содержит столько интересных и при этом малоизвестных фактов и деталей, раскопанных прилежным автором, что ничего лучшего и желать невозможно. Да, в такой работе не будет элемента научного поиска, но этого от вас вообще-то никто пока и не ожидает. Зато она вполне может оказаться полезной не только для Вас, но и для будущих поколений настоящих серьёзных исследователей, как ключ к теме, её концентрированная сводка, введение в неё. Собрать воедино и систематизировать информацию, разбросанную по крупицам в куче книг и статей, это тоже надо уметь: честь и хвала тому, кто это сумеет!

 

И всё-таки проблемная тема чуточку более достойный выбор. Француз Люсьен Февр, один из крупнейших историков XX века, писал: Постановка проблемы есть начало и конец всякого исторического исследования. Где нет проблем, там нет и истории лишь пустые разглагольствования и компиляции.. Чёрт с ним, с исследованием: его от Вас и в самом деле никто пока не ждёт, и уж точно не по истории. Но проблемная тема обладает ещё минимум парочкой серьёзных преимуществ. Во-первых, работать над нею интереснее, а читать получившееся и подавно, поскольку такая работа не может не оказаться творческой. Всерьёз работая над проблемной темой, ЛЮБОЙ человек уподобляется Богу-Творцу, и это не просто слова. Во-вторых, при работе над описательной темой легко потонуть в океане информации, поскольку перед Вами встанут очень непростые вопросы: что отбросить как несущественное, а что включить в текст реферата, и когда остановиться? Может быть, когда объём Вашего текста дойдёт до нужного? Но вовсе не факт, что тема окажется удовлетворительно раскрыта в этом объёме. Когда тема исчерпается? Но чтобы описательную тему возможно было исчерпать, её надо сузить буквально до булавочного острия, для чего нужен особый и довольно редко встречающийся талант, а все более широкие описательные темы неисчерпаемы по определению. Вы всё равно не сумеете переписать в свой реферат те тысячи страниц, которые уже написаны и изданы по практически любой описательной теме, да и зачем, если каждый, кому это интересно, может найти все эти книги и статьи, и прочесть их без всяких сокращений! Получается бессмысленный труд, который не стит ни времени и сил, ни даже потраченной бумаги. А вот если Вы выберете проблемную тему (или, получив или выбрав описательную, внесёте в неё при её сужении элемент проблемности, зададите хотя бы один вопрос и постараетесь на него ответить), то у Вас всегда остаётся возможность поставить проблему так, как её до Вас никто не ставил, задать вопрос, никем до Вас не заданный. И даже если Вы сформулируете вопрос вполне традиционно, то всегда сможете дать на него не чей-то общепринятый и заезженный ответ, а СВОЙ, изложить СВОЁ мнение, СВОЮ позицию, лишь бы только она была добросовестно аргументирована с привлечением достаточного количества фактической информации. И вот тогда Вам сразу станет понятно, что надо использовать в реферате (то, что подтверждает Вашу позицию), а что не надо (естественно, то, что её не подтверждает).. Что-то придётся и столкнуть лбами и вынести своё решение, что же представляется Вам более убедительным. И не надо бояться, что Ваша позиция окажется неправильной: споры и честно аргументированные заблуждения это самая суть науки и самое интересное, что в ней есть. Ваше мнение может оказаться для читателя чуждым и даже враждебным. Но подкрепите его убедительными аргументами, и тогда у Вас получится по-настоящему интересный текст, пробуждающий мысль, а не унылый пересказ того, что кто-то другой предписал считать правильным.

 

Короче, с ответом на вопрос, что же лично для Вас предпочтительнее описание или проблема, последнее слово всегда останется за Вами, и никто этот выбор вместо Вас и для Вас сделать не сможет. Удачи Вам и безошибочных решений!

 

Есть жанр исторической науки, который можно назвать локальной историей или личной историей (на худой конец краеведением).. Внимание: это очень выигрышный и благодатный жанр, в особенности для провинциалов и провинциалок! Попросту говоря, он заключается в том, что чеченка пишет о сталинской депортации чеченского народа в 1944 году, татарин пишет о завоевании Казанского ханства Иваном IV, а, к примеру, студентка из Питера пишет о каком-то аспекте блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну или о ленинградском деле сталинской эпохи. Такие темы, написанные такими людьми, просто не могут не вызвать самого доброжелательного отношения преподавателя уже в момент, когда он читает титульный лист реферата. Дело в том, что это показывает: автор понимает, что история никуда не делась, она продолжается, старые проблемы настигают нас в сегодняшней повседневности, и в свою работу он вложил кровь своего сердца: это моё!. Любая честная позиция, сколь бы неправильной она ни оказалась, может вызывать только уважение читателя, даже если он не может её разделить. Таким бонусом Вам просто грех не воспользоваться!

 

К великому сожалению, в известном высказывании насчёт того, что история это служанка современной политики, есть очень большая доля истины. По этой причине сегодня в мощном потоке вполне доброкачественной в основном исторической литературы встречаются творения, которые просто не соответствуют элементарным требованиям научной добросовестности и порядочности, однако востребованы сверху или сбоку массами непрофессионалов, которым очень хочется приукрасить собственную историю. Их антинаучность (или, в лучшем случае, малонаучность) вполне доказуема, уже написаны и пишутся соответствующие книги, но цель настоящего текста иная, поэтому просто примите на веру и выполните следующий настоятельный совет. Ни в коем случае не пользуйтесь произведениями А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского, Э.Радзинского, Мурада Аджи, Н.Ф.Шахмагонова, а также знаменитой Велесовой книгой и прочими изысканиями на тему славянского ведизма. Эти книги вызывают у подавляющего большинства преподавателей слишком бурную реакцию, чтобы Вам стоило рисковать. Что касается работ Л.Н.Гумилёва, то ими тоже не рекомендуется пользоваться, хотя они и заслуживают весьма уважительного отношения. Дело в том, что мыслитель, исторический философ побеждает в их авторе историка (хотя и как историк он невероятно эрудирован и добросовестен). Чтобы грамотно пользоваться его работами, надо быть минимум старшекурсником истфака МГУ, специализирующимся на соответствующей кафедре: от Вас ожидать такого уровня ориентированности в истории невозможно по определению. В любом случае: какой бы литературой Вы ни пользовались, не забывайте регулярно консультироваться о ней с преподавателем!

Если Вам досталась тема (или Вы её выбрали), а источников и литературы не можете найти, то Вам следует от неё отказаться или изменить её формулировку, но как можно скорее, не затягивая, и только в результате индивидуального обсуждения с преподавателем!

 

Как искать литературу к реферату? В принципе, тут необходимо добраться только до первой достойной книги или статьи в научной периодике. В этом может помочь преподаватель, либо следует воспользоваться предметным каталогом в хорошей библиотеке и поискать на какие-нибудь ключевые слова к теме. Но вот книга (представим, что это именно книга, хотя вполне может оказаться и научная статья) у Вас в руках и уже прочитана или хотя бы подробно просмотрена по диагонали. Далее начинается то, что сильно напоминает хорошо нам всем известную систему, называемую сетевой маркетинг, хотя лично я вижу здесь гораздо больше сходств с цепной реакцией. Итак, Вы начинаете поднимать книги и статьи, указанные в списке библиографии в конце прочитанной книги, и изучать каждую из них, а в конце её (каждой из них) находится свой список библиографии, приглашающий Вас хорошенько по нему пройтись, и т.д.. (Тут может пригодиться и статья в энциклопедии или чём-либо подобном, если она снабжена библиографическим списком). Коэффициент размножения такой цепной реакции несколько десятков, а то и сотен к одному, то есть библиография к только одной публикации рекомендует к работе над темой ещё десятки и сотни книг и статей. Если Вы воспользуетесь этим методом, то забудете о проблеме, откуда брать информацию; правда, зато у Вас появится другая головная боль: как не утонуть в потоке этой самой информации. Вот тут-то Вам и пригодится кое-что из рекомендованного выше. Ещё раз: безжалостно сужайте тему уже в процессе работы и сумейте вовремя нажать на тормоза, не то Вы рискуете завалить не только своевременную сдачу реферата, но и очередную сессию!

 

И, наконец, самое конкретное и, быть может, самое важное.

 

Как надлежит реферат оформить, чтобы при вручении его Вами преподавателю ему захотелось бы взять его к себе домой и там неторопливо и с чувством изучить?

 

Что, собственно говоря, и как должно быть в нём написано?

 

Формат листов. Обычно ожидается А4.

 

Их скрепление. Также ожидается, любым образом: сжимающая скрепка, степлер (прокалывающая скрепка), прошивка, папка или что-либо иное, но чтобы хоть какое-нибудь скрепление обязательно было бы. Помните: в сохранности Вашей работы заинтересованы в первую очередь Вы сами, а вовсе не преподаватель!

 

Нумерация страниц. Обязательна! на любом общепринятом месте страницы (сверху, снизу, посередине, во внешнем углу), но чтобы продолжалась на том же самом месте от начала реферата (т.е. со второй страницы, поскольку фактически первая титульный лист, но он не нумеруется) и до его конца.

 

Поля. Также ожидаются со всех четырёх сторон Вашего текста; иначе где же, спрашивается, препод сможет писать тонким карандашиком свои пометки и замечания?

 

Титульный лист, или, как его часто фамильярно называют, титул. Его образец приложен к этому тексту: как говорится, впишите недостающее, то есть замените несоответствующее.

 

Содержание. Фактически, это оглавление, однако название содержание является более употребительным в студенческих и научных работах: так уж исторически сложилось. Его принято размещать на первой странице, то есть сразу же вслед за титульным листом. Оно составляется в самую последнюю очередь, когда вся структура Вашей работы уже сложилась и Вы уверены, что никаких более-менее объёмистых изменений уже не будет внесено, иначе Вам придётся, и, возможно, не один раз, тратить драгоценное время на кропотливую сверку страниц, на которых в действительности начинаются разделы реферата, с теми, которые указаны в оглавлении. Знаю по себе: всегда в последний момент вылезает какое-то несоответствие, которое уже поздно исправлять, а то и не одно, и бесит это ужасно: шикарная работа, в которой глянец наведён буквально на всё, и тут вдруг такая ложка дёгтя в бочке мёда! Противоядие тут одно, и очень простое: составление оглавления (содержания) дело последнего часа работы над рефератом.

 

Образец содержания приложен к этим рекомендациям. Он представляет собой стандартную рыбу,  составленную в расчёте на студентов-гуманитариев. Студентам непрофильных специальностей (один из этих студентов Вы) следует сократить его и, соответственно, сократить структуру текста реферата. Никто не может ожидать от Вас более-менее грамотного историографического обзора и обзора источников. Поэтому разделы Историография и Обзор источников Вам следует опустить. Что же касается разделов Источники и Использованная литература, то для Вас вполне допустимо их объединение под общим названием Использованная литература.

 

Введение. Имеет несколько назначений.

 

Ввести читателя в тему, которую Вы далее освещаете. В принципе, предполагается, что читатель научился грамоте не вчера и имеет минимальное представление об истории. И всё же несколько вводных предложений (максимум два-три не самых больших абзаца) не помешают.

 

Обосновать Ваш выбор, оправдать его, если угодно. Почему, собственно говоря, эта тема стит потраченных на неё времени, сил и бумаги (если, конечно, не считать того, что конкретно Вам так надо для галочки)? Она представляется автору актуальной для сегодняшней России (объяснить, в чём конкретно он видит её актуальность)? Она очень интересна лично для автора (объяснить, чем именно)? Она слабо разработана в научной литературе (автору удалось откопать три-четыре публикации, а больше по этой теме, похоже, ничего и нет), почти неизвестна широкой публике, и уже поэтому интересна? Может быть, какая-то иная причина? Конечно, если Вы не придумаете тему сами, а получите уже сформулированную преподавателем, то вполне можете, по идее, обойтись без её обоснования. И всё-таки: если Вы попробуете хотя бы в нескольких словах обосновать её, то это послужит к украшению Вашей работы.

 

Сформулировать задачи работы, очертить её проблемное поле. Предполагается, что Вы нормальным русским языком напишете, что же Вы хотите сделать и чего достичь. Например: Цель предлагаемой работы освещение того-то и того-то. Или: В настоящей работе предпринимается попытка дать ответы на такие-то и такие-то вопросы. Или: Эта работа попытка сравнительного анализа того-то и того-то. Или короче, понятно. Добрый совет: не пренебрегайте этим! Это прекрасное средство понять, как же Вы сами понимаете тему, инструмент самодисциплины и наведения порядка в собственных мозгах. Если Вы отнесётесь к этому совету всерьёз, то у Вас, скорее всего, получится ёмкий и мускулистый текст, а не кисель обо всём и ни о чём. Только не забывайте в процессе работы и сужения темы (или какой-то иной её коррекции) регулярно возвращаться к этому месту вступления и смотреть, не требуется ли откорректировать провозглашаемые задачи. Вообще, текст введения корректируется в процессе работы постоянно, а окончательной шлифовке подвергается только после того, как работа закончена: именно в ходе её написания Вам постепенно станет ясно, что же конкретно следует во введении оговорить.

 

Сделать, дабы больше в тексте к этому не возвращаться, какие-то замечания и уточнения. Часто это оказывается необходимая договорённость об используемых далее терминах и определениях, о смысле, в котором Вы будете ими пользоваться. К примеру, предположим, что тема Вашей работы касается анализа антисемитизма в Российской империи. Предположим также, что Вы используете в реферате тексты русских и польских (Польша, как известно, входила в состав Российской империи) листовок и воззваний. Тогда Вам следовало бы оговорить во введении, что слово жид является уничижительным в русском языке, поскольку в нём есть эмоционально нейтральная форма еврей, но в польском оно является единственным обозначением принадлежности к еврейскому народу, поэтому само по себе не может свидетельствовать об антисемитизме тех, кто этим словом пользуется нужны какие-то другие текстовые доказательства, а в русских текстах употребление этого слова является достаточным свидетельством антисемитских настроений авторов.

 

Основная часть. Это не название раздела: не пишите эти слова основная часть в тексте и в оглавлении, как это иногда делают даже третьекурсники. Но это то самое, что составляет суть Вашей работы, её ядро. Собственно, это изложение материала. Предполагается, что этот материал будет разбит Вами на какие-то смысловые блоки (весьма сложно читать объёмистый текст, данный единым пластом, а не логическими порциями), каждый из которых станет отдельной главой. Придумать названия для этих глав предстоит Вам. Сколько их, глав, нужно? Меньше двух мало, больше пяти наверное, избыточно для студенческого реферата. Весьма желательно, чтобы хотя бы изредка и кратко в тексте основной части встречалось и Ваше скромное мнение. Врите так, как считаете нужным и правильным: можете доказывать, к примеру, что декабристы были отъявленными подонками, а Николай I святым человеком, или наоборот, но извольте делать это путём добросовестной аргументации, основывающейся на конкретной печатной информации.

 

Очень важный момент отсылки (сноски)! Внимание: это то, при отсутствии чего Ваш реферат лишь по великому везению может быть удостоен оценки удовлетворительно у хорошего преподавателя. При неряшливом и небрежном их оформлении уровень смыслового содержания Вашего реферата должен превысить все мыслимые и немыслимые ожидания, чтобы получить оценку хорошо. Это то, что, будучи исполнено грамотно и аккуратно, придаст Вашему реферату настоящий научный (да, да!) блеск и шик, и выведет даже самую средненькую работу минимум на оценку хорошо. Так уж исторически повелось у учёных (а от них и у студентов) всего мира, и, наверное, это правильно. Но такое трепетное отношение к сноскам это не только дань освящённой веками традиции и не только барьер от плагиата научного воровства. Аккуратно оформленные сноски означают, что Вы вступаете в бой с поднятым забралом и открытым лицом: Вы даёте читателю возможность пройти, если он пожелает, Вашим путём, прочесть то, что Вы прочли в процессе работы, и, быть может, прийти к иным выводам, чем те, к которым пришли Вы. Такая честность в науке, да и в высшем образовании расценивается как элементарная чистоплотность, как чистка зубов по утрам и пользование носовым платком в приличном обществе, и встречает крайне доброжелательное отношение. Излишне говорить, какое отношение встречает игнорирование этих минимальных ожиданий: он, может статься, и в самом деле непризнанный гений-самородок, но он не знает простейших вещей и вообще от него пахнет.

 

Итак.

 

Все куски текста, объёмом от одного слова до абзаца/-ев, которые Вы воспроизводите откуда-либо без всяких изменений, надлежит закавычивать и снабжать вверху после закрывающей кавычки маленьким цифровым индексом. Вы можете вести единую (сквозную) нумерацию этих индексов во всём тексте Вашей работы, так что начнёте на первой странице индексом 1, а закончите, к примеру, на предпоследней индексом 47. Вы можете также на каждой следующей странице начинать нумерацию индексов заново, с цифры 1. Никакой из этих способов не считается более предпочтительным, чем другой. Но, избрав какой-то один из них, следует во всём объёме текста придерживаться только его.

 

Внизу страницы (в подвале, под чертой) или же в конце всей Вашей работы Вы должны воспроизвести соответствующий номер (это современные текстовые редакторы делают автоматически) и дать указание на книгу (статью в периодике), из которой взята данная цитата, и на страницу/-ы, где расположен процитированный кусок текста. Обычно текст сноски набирается на несколько кеглей меньшим, чем основной текст (здесь употребителен 12-й размер), размером шрифта. Проще всё это продемонстрировать, чем долго объяснять.

 

Например, так:

 

Пока новая коммунистическая власть была ещё слаба, она мирилась с позицией тех, кто призывал к постепенному и осторожному развитию Севера. Однако к концу 20-х годов всё громче начали раздаваться голоса тех, кто призывал не нянчиться с северянами, отрицал необходимость в каких-либо особых условиях их развития, требовал немедленной коллективизации их хозяйства, беспощадной борьбы с кулаками и шаманами[1].

 

Автора цитируемой публикации надлежит набирать курсивом Фамилия И.О. (это единственное, что набирается курсивом); затем, после пробела, идёт полное название его работы (без кавычек!); затем, после точки и пробела, следует название города, где вышло процитированное Вами издание (приняты сокращения: М. Москва, СПб. Санкт-Петербург, Пг. Петроград, Л. Ленинград, названия всех прочих городов полагается указывать полностью и без сокращений); затем, после запятой и пробела, год выхода; затем, после точки и пробела, указывается номер страницы (С.) или страниц (Сс.), откуда Вами взята цитата.

 

Если Вам приходится процитировать следующей сноской кусочек с той же страницы той же книги, то следует поступить так:

 

Консерваторы быстро отступают; их статьи и высказывания в этот период полны противоречий; тон их постепенно меняется. Так, они смиряются с необходимостью промышленного освоения Севера как первой и главной задачи, причём силами в основном пришлого населения, однако пытаются спасти остатки своей позиции, призывая к параллельному развитию традиционных форм сельского хозяйства местного населения[2].

 

Если Вы цитируете следующей сноской другую страницу той же книги, то ожидается следующее:

 

Русское старожильческое население Колымы, например, говорит по-якутски, понимает речь эвенов и юкагиров; довольно часты смешанные браки, и вообще наблюдается отрадная картина, когда национальность человека действительно его личное дело и никого не волнует[3].

 

Если бы у Вас перед этой сноской была хотя бы одна, адресующая читателя к другому автору, то следует оформить только что приведённую сноску так:

 

[4].

 

Если же в Вашем тексте уже цитировались разные публикации одного и того же автора, а затем Вы хотите процитировать ту его публикацию, отсылка к которой не является последней перед данным местом в Вашем тексте, то ожидается оформление, в котором должны быть использованы первые одно-два слова названия той работы, которую Вы цитируете:

 

[5].

 

Если непосредственно перед данной сноской Вы цитировали вообще иного автора, то данная сноска  должна приобрести следующий вид:

 

[6].

 

Часто бывает так, что какое-то место приводится не дословно, а передаётся, с более-менее существенной примесью своих слов или же вовсе кратко, его основная мысль. Обычно это делается по соображениям экономии места и времени, если конкретно это не является темой Вашего пристального рассмотрения. В таком случае кавычки не используются, и всё оформляется так:

 

Взрыв взаимного насилия в 1905 году инициировал приток в ряды политических террористов множества несовершеннолетних. Практически все они слабо отдавали себе отчёт в своей деятельности и её целях, а просто были заражены порочной полуреволюционной-полууголовной романтикой[7].

 

А вот пример оформления отсылки к статье в периодике:

 

Основное противоречие в вопросе освоения Севера состоит в том, что интересы быстрого развития всех производительных сил Севера приходят в столкновение с охраной интересов коренного населения. Не оградив этих интересов, не создав условий для вовлечения туземцев в общий поток развивающегося хозяйства, мы не можем допустить массового притока пришлого населения в обитаемые ими районы, ибо это может привести к уничтожению народов Севера, этих лучших использователей северной природы[8]. Прочтение сноски очевидно: процитированное место из статьи А.Скачко Проблемы Севера, напечатанной в журнале Советский Север № 1 за 1930 год, находится на странице 33 этого номера журнала.

 

Заключение. Краткое подведение итогов и перечисление того, что удалось в реферате сделать: осветить такие-то аспекты, ответить на такие-то поставленные вопросы и т.п..

 

Использованная литература. Этот раздел представляет собой список, который оформляется в точности так же, как и отсылки, но в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) и, разумеется, без указания номеров страниц.

 

 

УДАЧИ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 __________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева

 

Агрономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ А.С.ГРИБОЕДОВА

В ИСТОРИЧЕСКИХ СУДЬБАХ ГРУЗИИ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор студент I курса дневного отделения Камикадзе Георгий Вахтангович.

Научный руководитель доцент Волчешкурский Василий Иванович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МСХА им. К.А.Тимирязева

Москва

2005

 
 _____________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

ВВЕДЕНИЕ:   обоснование темы, её проблематика

                            и некоторые предварительные замечания                     2

ИСТОРИОГРАФИЯ                                                                                      6

 

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ                                                                             16

 

ГЛАВА 1     (название)  ...21

 

ГЛАВА 2     (название)  38

 

ГЛАВА 3     (название)  48

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                          57

 

ИСТОЧНИКИ                                                                                             65

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                           67

 


 

[1] Вахтин Н.Б. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации. СПб. Париж, 1993. С. 23.

[2] Там же.

[3] Там же. С. 44.

[4] Вахтин Н.Б. Указ. соч., с. 44.

[5] Он же. Коренное население, с. 44.

[6] Вахтин Н.Б. Коренное население, с. 44.

[7] Подробнее об этом см.: Гейфман А. Революционный террор в России, 1894 1917. М., 1997. Сс. 240 и далее.

[8] Скачко А. Проблемы Севера // Советский Север, 1930, № 1, с. 33.


 

(с) 2006, Алексей Григорьевич Тунгусов, www.podgotovka.ru - объявления репетиторов и инструкторов.